Тонировка передних стёкол не запрещена. Это первое, что необходимо знать. Запрещается управлять автомобилем с затемнённой передней «полусферой», если в конечном итоге светопропускаемость окон менее 70%. В сети ходит информация о том, что штраф за тонировку в 2023 году значительно вырос. Причиной тому стал якобы некий новый закон. О том, правда это или нет, какая ответственность за повторную езду с тонированными стёклами, а также все тонкости этой темы выясним в статье.
Новый штраф за «тонер» 5000 рублей – правда?
Нет. Ряд изданий продвигает информацию о том, что якобы наказание за езду с тонированными передними стёклами повысилось в 10 раз – до 5000 рублей. По одной из версий, новая санкция действует с 1 января, другие – с 1 февраля, марта или июня 2023 года. Основание тому – новый закон, принятый в этом году. Но это утверждение неверно.
По состоянию на 11 Января 2023 года официальное наказание за это нарушение предусматривает штраф ГИБДД в размере 500 рублей.
- вот актуальная таблица штрафов 2023 года на нашем сайте со статьёй 12.5, частью 3.1 КоАП,
- а вот та же статья на сайте Консультант Плюс.
3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стёкла (в том числе покрытые прозрачными цветными плёнками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колёсных транспортных средств,
влечёт наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Что за новый закон?
Тем не менее, новый проект соответствующего закона о повышении санкции в России был… Но ещё в далёком 2015 году. Тогда в июне в Госдуму был внесён законопроект о внесении изменений в ту самую статью 12.5 КоАП. И, согласно этим изменениям новый штраф за тонировку должен был повыситься до 5 тысяч рублей.
Но речь в новом законе шла о повторном штрафе ГИБДД за тонированные стёкла – то есть за управление автомобилем с тонировкой со светопропускаемостью менее 70% в течение 1 года с даты исполнения первого наказания. А первый штраф предлагалось поднять с 500 до 1500 рублей.
Штраф на сегодня | Что предлагалось изменить |
---|---|
Статья 12.5, часть 3.1 – штраф за тонировку 500 рублей. | Статья 12.5, часть 3.1 – новый штраф 1500 рублей. |
Повторности у этого правонарушения нет. | Статья 12.5, часть 3.2 (новая) – новая санкция в размере 5000 рублей. |
Таким образом, статью 12.5 Административного кодекса предлагалось дополнить частью 3.2, которая и предусматривала повторное наказание и изменить часть 3.1, повысив штраф за первичное нарушение до 1500 рублей.
На сегодняшний день статус проекта нового закона – находится на рассмотрении. Обратите внимание, проект не отклонён и не принят, а последние его обсуждения среди законодателей были в ноябре 2016 года. И потому в ближайшее время – ни в июне, июле, августе, ни даже в сентябре, октябре, ноябре 2023 года и позднее законопроект вряд ли вступит в законную силу.
Из наиболее значимых событий в хронологии отметим следующие:
- в январе и феврале была изменена редакция проекта,
- в октябре закон рассмотрен в первом чтении и отправлен на доработку,
- в марте и апреле поправки снова были рассмотрены и не были приняты.
Как выписывается штраф?
В 2023 году процедура привлечения водителей к ответственности за такое нарушение регламентирована законодательством. И процедура вынесения постановления законно происходит следующим образом:
- вас останавливает сотрудник ГИБДД с подозрением на тонированные передние стёкла автомобиля,
- обязательно производит замер светопропускаемости стёкол поверенным прибором, согласно прилагаемой инструкции,
- если стёкла с плёнкой пропускают менее 70% источника света, то в отношении вас выносится постановление в размере 500 рублей по части 3.1 статьи 12.5 КоАП – это и есть ситуация, когда инспектор выписал штраф.
Обратите внимание, Кодекс ссылается на Техрегламент, и требование 70% светопропускаемости прописано именно в нём.
Но чаще всего отделаться одним штрафом не получится. И вот в чём здесь дело!
Требование за тонировку
В 2023 году практикуется такая штука, которая имеет 2 названия:
- требование о прекращении правонарушения,
- предписание об устранении условий, влекущих правонарушение.
Иногда официальное название документа может варьироваться в этих 2 рамках приведённых пунктов.
Суть требования заключается в том, что, помимо штрафа за тонировку, от вас формально требуют прекратить условия, влекущие правонарушение – удалить плёнку. Но чаще всего не сиюсекундно, а в течение определённого времени – например, 10 дней. Сам факт выписанного предписания заносят в базу данных.
В случае невыполнения якобы законного требования сотрудника ГИБДД при следующей остановке вас привлекают уже по части 1 статьи 19.3 КоАП, которая предусматривает наказание вплоть до административного ареста.
Все причины незаконности такого требования мы рассмотрели в отдельной статье. Здесь лишь укажем основные тезисы его некорректности.
- При выписывании этой бумаги инспектор ДПС ссылается на ФЗ О Полиции, согласно которому, сотрудник обязан предупреждать нарушения, а тонировка с уже произведённым замером непременно ведёт к нарушению, ведь автомобиль предназначен для движения по дорогам, а это в вашем случае запрещено, если у вас тонированные стёкла со светопропускаемостью менее 70%.
- Тем не менее, сам закон О полиции, на который ссылаются сотрудники, чётко предписывает, что полицейский все свои обязанности выполняет только в соответствии с регламентами (часть 2 статьи 27).
- И регламента, позволяющего письменно требовать от граждан устранения условий, влекущих правонарушение, по состоянию на 2023 год никакого нет.
- Да, сотрудник имеет право требовать прекращения самого правонарушения, но дело в том, что оно уже прекращено в момент остановки автомобиля инспектором для выписывания постановления. А к ответственности привлекается водитель именно за управление.
Но от этой логической цепочки водителям не легче. Судьи сажают, а вышестоящие суды отказывают в обжалованиях таких требований. Увы, но это так.