Москва и область:+7 (499) 938-86-54
Санкт-Петербург:+7 (812) 467-34-58
Горячая линия (Россия):Бесплатная консультация:8 (800) 350-29-84
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Новый штраф 500 000 рублей за нетрезвое вождение – когда вступает в силу?

Новый штраф за пьяную езду
Нужен короткий ответ?
  1. Штраф в 500 тысяч рублей за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, действительно, планируют ввести.
  2. Новый закон еще не вступил в силу и даже официально не утверждён в 2021 году.
  3. Но уже готов законопроект, его обсуждают на уровне Госдумы. В рамках проекта власти хотят внести поправки в Уголовный кодекс РФ.
  4. Однако, штраф и другие жёсткие меры ответственности коснутся не всех водителей. В планах наказывать лишь тех, кто ранее уже привлекался по «административке» за пьяную езду, а затем и по уголовной линии в рамках ст. 264.1 УК РФ.
  5. Собственно, поправки – это введение новой части в вышеназванную статью УК, где будут закреплены штраф в полмиллиона, лишение свободы до 3 лет, принудительные работы и т.д.
  6. Также в числе привлеченных по новой статье окажутся участники пьяных ДТП, виновные в тяжком вреде здоровью или смерти других людей.

Пьяных водителей ждёт ужесточение наказаний за езду в нетрезвом состоянии. Речь идёт о поправках в Уголовный кодекс. В новостях мелькает даже конкретная цифра штрафа – 500 000 рублей. Это одна из мер ответственности для тех, кто злоупотребляет спиртным, после чего садится за руль. Однако, на самом деле, новый закон коснётся не всех нарушителей. Ключевым фактором является подвергнутость наказанию и наличие судимости за пьяную езду. Давайте разберемся, в чём тут суть, как будет работать новый закон и каким образом изменится ответственность для любителей езды в состоянии опьянения.

Новый штраф за езду в пьяном виде 500 000 рублей – это правда?

Абсолютная правда.

Вернее, тот факт, что в проекте поправок действительно есть новый штраф ГИБДД в полмиллиона. Проект федерального закона вводит поправки в Уголовный кодекс РФ. Появление нового закона направлено на реализацию указа Президента от 7 мая 2018 года об ужесточении ответственности за нарушения ПДД.

Инициаторы законопроекта предлагают ввести новые наказания для нетрезвых автолюбителей. Среди основных мер ответственности – штраф до 500 000 рублей, лишение свободы до 3 лет, а также лишение водительских прав сроком до 6 лет.

Кого коснётся?

Среди тех водителей, в отношении кого планируют ужесточить наказания за езду в нетрезвом виде – лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности. Именно их хотят наказывать гораздо жёстче. Остальных нарушителей полумиллионные штрафы и лишение прав на 6 лет не коснётся.

Как это будет работать на практике в 2021 году?

  1. Допустим, у нас есть водитель, которого поймали за рулём в нетрезвом состоянии. Он отказался пройти медосвидетельствование. За это его оштрафовали на 30 000 рублей и плюс к этому лишили водительских прав на 1,5 года – всё в соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
  2. Предположим, тот же автолюбитель заплатил штраф, походил пешком 1,5 года, после чего забрал права в ГИБДД. Но спустя 6 месяцев вновь был пойман инспекторами за езду в пьяном виде. За повторное управление автомобилем в состоянии опьянения грозит уже уголовная ответственность – если быть точнее по ст. 264.1 УК РФ. А там штраф в 10 раз больше – до 300 000 рублей. Одновременно с назначением штрафа у пьяного водителя снова заберут права. На этот раз на срок до 3 лет.
  3. И вот перед нами уже имеющий судимость водитель. Если и уголовные меры ответственности его не образумят, и такой автолюбитель вновь сядет выпившим за руль, то его будут подвергать наказанию уже по новой второй части ст. 264.1 УК РФ – то есть по той, которую сейчас предлагают в новом проекте.

Отметим, что в 2020 году из всех пьяных водителей, наказанных по ст. 264.1 Уголовного кодекса, 20% осуждены по ней повторно. Поэтому сейчас хотят ужесточить меры ответственности за езду в алкогольном опьянении.

Ужесточение наказания за нетрезвое вождение

Закон уже приняли в 2021 году?

Нет, он на обсуждении.

Законопроект был разработан МВД по поручению вице-премьера Юрия Борисова. Проект федерального закона вынесли на обсуждение в Государственную Думу 5 апреля 2021 года, он зарегистрирован под № 3034-п-П4.

Посмотреть текст поправок можно по ссылке на сайте СОЗД ГАС «Законотворчество».

Данным проектом федерального закона хотят внести поправки в статью 264.1 УК РФ. Сейчас в этой статье всего одна часть. Новый закон предусматривает введение еще одной, второй части в указанную статью.

Проект поправок об ужесточении наказания за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения уже одобрен на самом верху. Инициатива нашла поддержку у МВД, правительственной комиссии, Генпрокуратуры, Следственного комитета и Верховного Суда. Это говорит о том, что изменения, скорее всего, будут приняты.

Когда вступит в силу?

Назвать точные сроки сейчас нельзя. Дело в том, что законопроект о внесении изменений в статью 264.1 УК РФ еще обсуждается депутатами.

На момент написания нашей статьи проект успешно прошёл II чтение и готовится ко III.

Технико-юридических замечаний эксперты не увидели. За II чтением следует III. Далее законопроект будут усиленно обсуждать специальные комиссии, его рассмотрят на заседании Федерального Собрания, и только после успешного прохождения всех этих этапов законопроект будет подписан В.В. Путиным.

Если вы услышали или прочитали, что новый штраф в 500 000 рублей за пьяную езду уже действует в 2021 году – это неправда. Официального закона еще нет. Есть лишь законопроект, который проходит проверку и обсуждения на уровне законодательной власти.

Какими будут новые штрафы и уголовная ответственность за нетрезвое вождение?

Как мы выяснили выше, штрафы действительно планируют увеличить, а уголовные меры ответственности ужесточить. Осталось понять, как наказывают сейчас и что ждёт нетрезвых водителей-рецидивистов после принятия поправок в УК РФ.

Условие нарушения Как сейчас Как хотят сделать
Первое нарушение водителя (езда в состоянии алкогольного или наркотического опьянения) Административное наказание в рамках КоАП РФ – штраф 30000 рублей + лишение прав сроком от 1,5 до 2 лет (ч. 1 ст. 12.8 Кодекса) То же самое, без изменений
Рецидив – то есть водитель вновь сел за руль пьяным и попался сотрудникам ДПС – при этом не прошёл 1 год с момента первого наказания (лишения прав и оплата штрафа ГИБДД) Уголовная ответственность по ст. 264.1 УК РФ, где:
  • штраф от 200 до 300тысяч рублей;
  • удержание заработной платы осужденного водителя в течение 1-2 лет;
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • тюремное заключение сроком до 2 лет;
  • лишение водительских прав до 3 лет.
Аналогичная мера ответственности
И снова езда в пьяном состоянии после первой судимости по 264.1 УК РФ Применение всё той же части 1, без ужесточения санкций Совершенно новая мера ответственности – в статью 264.1 УК вводится вторая часть, где:
  • штраф за езду в состоянии опьянения – от 300 до 500тысяч рублей;
  • штраф в счёт заработной платы осужденного в течение 2-3 лет;
  • до 2 лет исправительных работ;
  • принудительные работы до 3 лет;
  • арест на срок до 3 лет;
  • тюремное заключение на срок до 3 лет.
Вместе с тем, водителю запретят управлять автомобилем, мотоциклом или иным транспортным средством на срок до 6 лет

Новые штрафы коснутся и тех, кто совершил преступление и был привлечён по ч. 2, ч. 4 и ч. 6 предыдущей статьи 264 УК РФ. Речь идет о случаях, когда водитель стал виновником ДТП, в результате чего:

  • Причинил тяжкий вред здоровью других людей;
  • Деяние повлекло смерть одного человека;
  • Скончалось 2 и более людей.

Причём в данном случае виновник необязательно мог спровоцировать ДТП по причине злоупотребления спиртным. Оставление места происшествия, вследствие чего, например, не была вовремя оказана медицинская помощь и погибли люди – такой же повод для привлечения водителя по новой части 2 ст. 264.1 УК РФ.

Изменения УК РФ за пьяное ДТП

Перспективы принятия законопроекта

Пьянство за рулём – это бич современного общества. Новые штрафы призваны обуздать любителей езды на автомобиле в состоянии опьянения. Однако, не все разделяют позицию об эффективности поправок.

Рассмотрим будущие изменения в российских реалиях:

  1. Действительно злостных лихачей, которые продолжают садиться пьяными за руль, не так уж и много. Поэтому полумиллионный штраф касается довольно узкой группы нарушителей. Поменяется ли общая ситуация на дорогах? Не факт!
  2. Штраф в 500 000 рублей равносилен стоимости среднего по классу автомобиля. Возможно, таким образом власти внедряют аналог конфискации транспортного средства лихачей – как источника повышенной опасности на дорогах.
  3. Не все нарушители боятся штрафов. Есть и те, кто не имеет средств к оплате. Про таких говорят «гол как сокол». Взять с них нечего, а ездить пьяными за рулём они могут и дальше. По сути, для них ничего не изменится даже с введением новых штрафов и увеличением сроков уголовной ответственности. Зато могут начаться массовые процедуры банкротства среди пьяных рецидивистов.
  4. В ГИБДД знают о такой категории водителей, как «неприкасаемые». Бороться с ними невозможно. Повлиять на них тоже нельзя. Новые штрафы, как мера ужесточения наказания за езду в пьяном виде, не поменяет расклады в отношении данной группы автолюбителей.
  5. Вместе с тем, эксперты призывают власти не «закручивать гайки» новыми штрафами, а искать другие меры для ранее судимых за опьянение водителей. Например – конфисковывать автомобиль за повторное управление в состоянии алкогольного опьянения. Также в ряде СМИ появлялась информация о грядущей установке алкозамков на машины попавшихся на пьянстве автовладельцев. Но в МВД эти слухи опровергли.

Итак, законопроект об увеличении штрафов и других мер ответственности за повторную езду в пьяном виде для осужденных водителей в 2021 году находится на рассмотрении в Госдуме. С большой долей вероятности можно утверждать, что его всё же примут. Но как это снизит смертность в ДТП и повлияет на сознательность лихачей – пока не ясно.

Об авторе статьи
Аватар пользователя Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео: 

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.