Балльная система штрафов ГИБДД и конфискация автомобиля за 3 нарушения ПДД – правда ли и когда вступит в силу?

Лишение прав за систематические нарушения ПДД
Нужен короткий ответ?
  1. Инициативу, действительно, "положили на стол" депутатам Госдумы.
  2. Это не балльная система как в СССР, правильнее называть её "накопительная".
  3. Суть реформы в том, чтобы изымать права за 3 грубых систематических нарушения в течение одного календарного года. Сейчас за три подобных нарушения прав не лишают.
  4. Проект обсуждается – в 2021 году он еще пока официально не утвержден и не опубликован.
  5. Список грубых нарушений еще окончательно не утвержден. Но уже известно, что в него войдут выезд на встречку, проезд на красный свет, непропуск пешехода, езда задним ходом в нарушение ПДД и т.д.
  6. Если нарушение попало на камеру, то в "накопительной" системе оно не участвует.
  7. При этом, если норму всё же введут, и вас поймают за 3 грубых нарушения, а лишение прав было раньше, с миром не отпустят. Согласно проекту в данном случае лихачу грозит денежный штраф.
  8. Конфисковывать автомобиль в рамках нарушений КоАП нельзя, но сейчас депутаты обсуждают один законопроект.
  9. Если норму всё же примут, то, скорее всего, в составе обновленного Кодекса об административных правонарушениях (его тоже обсуждают).

Премьер-министр Мишустин раскритиковал проект Минюста об увеличении штрафов за нарушения ПДД. Ведомство это не смутило и теперь оно продвигает идею «лишения прав за три штрафа». Ввиду этого в интернете активно обсуждают грядущие поправки. Российских водителей смущает механизм реализации данного проекта. Не все понимают, за какие нарушения планируют лишать прав и как накажут, если этих самых прав уже ранее лишили? Словом, в Сети гуляют слухи и непроверенная информация, очень трудно выудить действительно достоверные сведения о реформе. Давайте разбираться, чего ждать от нормы в КоАП, каким водителям стоит напрячься и так ли всё страшно на самом деле?

Что за норма лишения прав за 3 нарушения?

Идея «закручивания гаек» получила продолжение в виде нормы в рамках принятия новой версии Кодекса об административных правонарушениях. Минюст и ГИБДД хотят пополнить 12 Главу КоАП РФ новой статьей – 12.38 (для сравнения, сейчас в Кодексе глава завершается ст. 12.37). Эта норма и будет регулировать порядок лишения прав водителя за 3 систематических нарушения ПДД.

В чём суть нормы? Согласно проекту, вводится накопительная система штрафов ГИБДД. Если в течение одного календарного года водитель нахватает 3 и более грубых нарушения ПДД, то при следующей остановке инспектор ДПС составит протокол с санкцией в виде лишения прав сроком на 1,5 года. Дальнейшую судьбу любителя понарушать будет решать суд.

Налицо ужесточение наказаний. МВД и Минюст оправдывают это необходимостью срочно обуздать злостных нарушителей, которые своей ездой на дорогах подвергают опасности жизни и здоровье других людей. С этой целью хотят наказывать не только рублём, но и лишением прав. Что называется, в назидание лихачам.

Балльная система штрафов или нет?

Нет, но смысл накопительной системы фактически тот же.

Углубимся в историю. Балльная система лишения прав за нарушения на дорогах широко применялась по всему СССР. Федеральных электронных баз тогда не было. Зато были специальные талоны предупреждений (шли дополнением к правам). В них заносили любую оплошность водителя на дороге. А для удобства советские «гайцы» прокалывали дыры в талоне предупреждений. Заработал три дырки – прощайся с правами!

Но балльную систему из СССР ликвидировали по причине коррупционной составляющей. И вот теперь появляется норма, чем-то похожая на советскую. Только вместо «дырок» штрафы будут фиксироваться в привычной базе ГИБДД. Заглянув в эту базу, автоинспектор узнает, сколько штрафов числится за остановленным водителем. И если этих самых штрафов 3 и более, да еще и все грубые – встанет вопрос об изъятии прав.

Балльная «реформа» уже предлагалась правительству в 2012 и в 2016 году, но так и осталась в проекте. Её сочли избыточной и оба раза отклоняли.

Балльная система штрафов ГИБДД

Правда ли, что норма уже вступила в силу?

Нет, официального вступления нормы в силу в 2021 году еще не произошло.

Разработка завязана на новой редакции КоАП РФ, которую долго и пока безуспешно пытаются утвердить в законодательных органах власти. Норма за лишение прав за 3 грубых нарушения ПДД как раз входит в обновленный Кодекс.

Давайте проследим хронологию принятия закона:

  • Новый КоАП должен был вступить в силу с 1 января 2021 года, но этого вновь не произошло. У экспертов возникло много вопросов. Поэтому Кодекс сейчас дорабатывают, после чего опять вынесут на общественное обсуждение в Совет Федерации. Прогноз – вторая половина или конец 2021 года.
  • Схожая инициатива по ужесточению наказаний для автонарушителей выдвигалась еще 30 мая 2016 года. Тогда в МВД подготовили Законопроект № 3639п-П9, который вынесли на рассмотрение в Госдуму. Он даже успел пройти 1 чтение. Но на этом продвижение закончилось: до 2 и 3 чтения законопроект так «не дожил», и накопительную систему штрафов ГИБДД никто не ввёл.
  • Между тем, для итогового принятия законопроект должен пройти несколько этапов. В их числе общественные обсуждения, 3 чтения, принятие проекта, подписание Президентом РФ и публикация на официальных ресурсах правовой информации (тут и тут).

Что известно на сегодня? 23 апреля 2021 года председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал, что депутаты активно обсуждают три наказания для злостных нарушителей ПДД. Одна из них – накопительная система штрафов. То есть проект находится на рассмотрении. Его могут принять, отправить на доработки или отклонить.

Норма о 3 штрафах и лишении

За какие нарушения хотят лишать водительских прав?

Особого внимания заслуживают нарушения, за которые, собственно, и планируют забирать права у водителей. Финального списка еще нет. Зато известно, что нарушения точно должны быть грубыми.

Что это за нарушения?

Но привлекать будут не за каждое такое нарушение, а за их совокупность. Срок действия административного наказания по новой норме – 1 календарный год. Проще разобрать логику на примерах.

Пример:

2 января вас оштрафовали за проезд на красный свет. Допустим, 4 января вы этот штраф оплатили. Но затем 17 мая снова получили штраф за непропуск пешехода, а 20 ноября – за выезд на встречку. Нарушения произошли в течение одного календарного года. А значит, по новой норме, вас могут лишить водительских прав сроком до 1,5 лет. Но это произойдет в том случае, если вас остановит инспектор ГИБДД на дороге вплоть до 5 января следующего года, и только если проверит по базе все ваши штрафы.

Как видно, нарушения могут комбинироваться. То есть необязательно попадаться за одно и то же нарушение из списка выше (например – только за проезды на красный свет). При этом, если в течение года вам выпишут штраф за езду без ОСАГО, то он в накопительной системе «не участвует». Речь идёт только о грубых нарушениях ПДД.

Примечание: Если в КоАП РФ появится статья 12.38 КоАП РФ, то она не будет учитывать прошлые штрафы. Отсчёт начинается только с момента действия новой нормы. Учитывать старые штрафы нельзя в силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП. Об этом тоже нужно помнить.

Езда в пьяном виде

Если зафиксировала камера?

Большинство нарушений ПДД попадают в объективы комплексов фотовидеофиксации. В данном случае «накопительная» система применяться не будет. Вышеназванные 3 нарушения учитываются только при их выявлении сотрудниками ГИБДД на дороге. То есть, если вы нарушили и это увидел госавтоинспектор. А с камеры приходят «письма счастья» со штрафами.

А если меня ранее уже лишили прав?

Интересная ситуация, когда водитель в течение года трижды грубо нарушил ПДД, но на момент привлечения его к лишению «по совокупности» уже был подвергнут наказанию в виде лишения прав. На этот счёт в новой норме КоАП есть логичное разъяснение – в данной ситуации лихача ждёт денежный штраф от 10 000 до 30 000 рублей.

Могут ли сотрудники ГИБДД конфисковать мой автомобиль за 3 нарушения?

Пока нет, но идея уже обсуждается.

17 марта 2021 года в Госдуме зарегистрирован законопроект № 1130809-7 о внесении поправки в Уголовный кодекс РФ. Пока он находится на стадии рассмотрения. Инициатором проекта является Госсобрание Башкортостана.

Что предлагается в рамках законопроекта? В первую очередь конфискацию автомобиля, водитель которого устроил ДТП в нетрезвом состоянии. Или повторно сел за руль транспортного средства. Предлагается внести изменения в ст. 104.1 УК РФ.

Однако говорить о скором принятии поправок слишком рано. У законопроекта есть недоработки. На них уже обратили внимание. В частности, в своем отзыве Кабмин указал на то, что собственник мог передать автомобиль виновнику ДТП, не подозревая, что произойдет происшествие. И получается, что инициаторы предлагают конфисковывать машину у того, кто не совершал преступления. Это явно противоречит Конституции РФ. Из-за этого, в том числе, Верховный Суд РФ тоже не поддержал законопроект.

Систематические нарушения ПДД

Какие перспективы ожидают новый проект?

Уже сейчас находятся сторонники и противники реформы в области наказаний за систематическое нарушение ПДД. Если бы противоречий не было, нормы бы приняли еще в 2016 году, но этого не произошло.

Рассмотрим некоторые перспективы:

  1. Очевидно, что грубые нарушения ПДД недопустимы, и их нужно пресекать.
  2. Но, с другой стороны, если постоянно перекрывать кислород автолюбителям, толку не будет. По крайней мере суровые меры должны идти бок о бок с разумными идеями по недопущению серьезных нарушений ПДД.
  3. Эффект от нововведения может себя не оправдать. Вспомните, когда вас последний раз останавливали сотрудники ДПС? Чаще всего штрафы приходят с камер автофиксации в виде «писем счастья». И получается, что не все нарушители окажутся в равных условиях. Кого-то из лихачей остановят на дороге и выпишут протокол о лишении прав, в то время как другой за то же третье нарушение отделается «письмом счастья». Уже сейчас автоэксперты высказывают недовольства этим моментом.
  4. Также не совсем понятно, зачем вводить еще одно наказание в виде лишения прав за 3 нарушения, если, к примеру – за выезд на встречку и так могут изъять удостоверение водителя?
  5. Нельзя не сказать и о вопросе коррупции. Если лихач «нахватал» 2 грубых нарушения, он попытается не допустить третьего. Но не с помощью аккуратной езды, а банальной взяткой инспектору ГИБДД, чтобы тот закрыл глаза на третье нарушение.

Пока нормы в рамках принятия нового КоАП находятся на обсуждении у депутатов. Конечная цель инициативы – снизить число случаев агрессивного вождения и количество ДТП в России. Весь вопрос, как это будет реализовано на практике.

Об авторе статьи
Аватар пользователя Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео: 

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.