Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по ПДД и могут ли они иметь преимущество?

Срок требования за тонер

По состоянию на 2023 год моноколёса, сегвеи и гироскутеры подпадают под определение транспортных средств в ПДД, но тонкость заключается в том, что нет чётких обязанностей и прав передвигающихся на таких устройствах «водителей». Это ни пешеходы, ни велосипедисты, ни водители мопедов. В то же время, сами устройства удовлетворяют определению механическими транспортных средств и просто транспорта. Что же говорят ПДД на сегодняшний день по данным видам новшеств, нужно ли получать на них права, регистрировать их где-либо и где можно передвигаться?

Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?

Итак, согласно Правилам, гироскутер, моноколесо и сегвей – это транспортные средства, причём, механические. Об этом говорят непосредственно одноимённые определения терминов в пункте 1.2:

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Механическое транспортное средство – приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Обратите внимание, дороги по ПДД включают в себя также тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. А гироскутеры, сегвеи и моноколёса приводятся в движение именно двигателем.

Но тонкость здесь заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства – это спортинвентарь, такой же как питбайки и подобные.

Но чёткого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс по ПДД на 2023 год нет. Их можно отнести сразу к нескольким видам ТС и в то же время нельзя отнести ни к одному.

Давайте отдельно рассмотрим каждый их этих устройств!

Сегвей

Итак, в контексте ПДД для нас могут быть интересны следующие характеристики сегвеев:

  • у него 2 колеса, что по ПДД приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
  • у него есть руль,
  • он имеет двигатель (электродвигатель почти всегда).

Вот так он выглядит:

Сегвей – пешеход, велосипед или транспортное средство: мопед, мотоцикл?

Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Теперь обратимся к конкретным их типам в ПДД!

Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере 2 колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Мопед – 2- или 3-колёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.

Что же, под понятие велосипеда сегвей точно не подходит, потому что последний приводится в движение только электродвигателем, а в определении велосипеда же указано, что он, как правило, должен приводиться в движение мышцами человека, а уже как дополнительное оборудование может иметь двигатель.

А вот мопедом сегвей вполне может быть, потому что большинство этих гаджетов подходят по мощности, все они имеют 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность выше 4 кВт или скорость выше 50 км/ч, то это уже даже мотоцикл.

Также сегвей подходит под понятие электромобиля.

Гироскутер

Мы не зря первым рассмотрели сегвей. Главное отличие гироскутера от него – это отсутствие руля. Но, как видим, по определениям ПДД нет разделения транспортных средств на те, что с рулевым колесом и те, что без него. Поэтому для гироскутера подходят все те же определения, что и для сегвея.

Гироскутер на тротуаре

Моноколесо

А вот с моноколесом всё немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, так как, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля подходит.

Так выглядит моноколесо, по ПДД оно не подходит ни под один термин

Как видим, ПДД 2023 года требуют серьёзной доработки, потому что по букве этого подзаконного акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, а для них нужны права соответствующей категории, и есть свои обязанности.

Важное замечание!

Как на практике?

А вот практика безжалостна к логике ПДД. Несмотря на то, что последний нормативный акт более или менее определяет гироскутеры, моноколёса и сегвеи под определённые типы ТС, у ГИБДД на этот счёт своё мнение, идущее в абсурдный разрез с Правилами.

Итак, по ПДД все эти устройства ГИБДД приравнивают к пешеходам. Взглянем на официальную трактовку этого понятия:

Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Как можно заметить, здесь есть главное «но» – если всё это является транспортными средствами, то пешеходом их водитель никак являться не может, потому что для этого он должен находиться вне ТС, а у сегвеев, гироскутеров и моноколёс водитель находится на них.

Гироскутеры, моноколёса и сегвеи – это пешеходы, им не нужны права и ОСАГО

Кроме того, в данном контексте сотрудники ГИБДД приравнивают устройства к роликовым конькам, самокатам, но важное отличие заключается в наличии у последних двигателя. Впрочем, и логика понятна – но логика обывателя, а не буквы закона.

Ниже приводим цитату ответа исполняющего обязанности главного инспектора Бугаева в отношении данного вопроса при подаче инициатора предложения по введению изменений в ПДД в связи с появлением новых видов транспорта:

ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколёс, электрических самокатов.

С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования.

Таким образом, если Вас инспектор ДПС остановит на гироскутере, сегвее или моноколесе, то для него Вы будете пешеходом. Следовательно, и все Правила относящиеся к пешеходам Вы обязаны знать и соблюдать. Среди таких обязанностей такие:

  1. Вам запрещено передвигаться по дороге, только по обочине или краю проезжей части при отсутствии пешеходных дорожек, тротуаров и прочих,
  2. при переходе переезде дороги на гироскутере, моноколесе или сегвее Вам не обязательно спешиваться, так как Вы уже пешеход.

Нужны ли права?

Нет. Так как на практике инспекторы приравнивают водителей этих устройств к пешеходам, то ни право управления, ни водительское удостоверение, ни страховка ОСАГО такой категории участников дорожного движения не нужна.

Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?

Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются всего по двум статьям КоаП:

  • часть 1 статьи 12.29 предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноколеса 500 рублей за любое нарушение им ПДД,
  • если таким нарушением лицо создало помеху другим участникам движения, то оно может быть привлечено по ч.1 ст. 12.30 КоАП со штрафом 1 000 рублей,
  • если таким нарушением лицо причинило вред здоровью третьих лиц, то штраф вырастает до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.

Более никаких других мер обеспечения и наказания по административному праву «водителям» таких устройств применено быть не может – ни эвакуации на штрафстоянку, ни лишения водительских прав (при их наличии).

Подросток на гироскутере

Включат ли сегвеи, гироскутеры и моноколёса в ПДД в будущем?

Такие инициативы уже поступали в правительство России, и не раз. Вид транспорта новый, и подпадает под целый ряд определений в ПДД, поэтому требует срочных изменений, потому что, как мы выяснили выше, и под определение пешеходов формально водитель ни гироскутера, ни моноколекса, ни сегвея не подпадает, просто сотрудникам ГИБДД на практике так удобнее.

Но попытки продвинуть изменения в ПДД в отношении этих гаджетов были:

  • ещё в начале 2017 года один из депутатов предложил ввести права для гироскутеров, сегвеев и моноколёс, а также обязать их приобретать полис ОСАГО и даже регистрировать гаджеты в ГИБДД и получать номера; в ответ ГАИ ответили отказом и продолжили считать таких лиц пешеходами,
  • другой инициатор потребовал проработать ПДД для этой категории транспорта в целях снижения аварийности; результат налицо – Правила не изменились в этом отношении до сих пор.
Видео:
Раздел:

Комментарии

  1. Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
    К мопедам может быть отнесено транспортное средство с двигателем мощностью от 250Вт В РЕЖИМЕ ПОСТОЯННОЙ НАГРУЗКИ. Поскольку у большинства гироскутеров и электросамокатов указывается их пиковая мощность (350-500W), для определения их мощности в режиме ПН необходимо проводить экспертизу. Однако в любом случае, согласно методике определения мощности в режиме ПН, для достижения уровня в 250Вт — пиковая мощность мотора должна быть в районе 1Квт. Таким образом, ваше отнесение этих ТС к категории мопедов технически необоснованно; это велосипеды, несмотря на отсутствие мускульного привода — определение велосипеда не содержит однозначного требования к его наличию у велосипедов. Кроме того, очевидно, что электросамокат — конструктивно является аналогом самоката, а никак не мопеда, и поэтому позиция ГИБДД — обоснованна, а ваша критика и утверждение, что это мопед — нет. Однако необходимо согласиться, что вопрос введения более четких критериев разделения ТС по типу — остро назрел, и на МВД требуется продолжать оказывать давление по нему.

  2. Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
    Моноколесников автомобилисты на пешеходных переходах не пропускают. Орут из окон, чтобы ножками шёл. Говорят, что не пешеход, потому что не спешился. Завидно им, что ли…

    • Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
      А моноколёсники в ответ на своём сленге их ТС называют коробками)) Ну и конечно для водил всё это в диковинку, плюс ко всему они измотаны пробками на дорогах и конечно они могут лишь только позавидовать той свободе передвижения что даёт моноколесо! )

  3. Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
    Сделаем так, прежде чем принять такое ответственное решение. мы подумаем иначе. что бы не искать потом виноватых в авария , тем более у нас в стране все подходит к тому что наши чиновники не в чем и никогда не виновны! Так вот, прежде надо разработать план для отдельных полос движения героскутеров, велосипедов и т. д. проведите реконструкцию дорог по всей части России, так как они и так очень узкие, в некоторых городах нет даже тротуаров!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Просто текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.