По состоянию на 2023 год моноколёса, сегвеи и гироскутеры подпадают под определение транспортных средств в ПДД, но тонкость заключается в том, что нет чётких обязанностей и прав передвигающихся на таких устройствах «водителей». Это ни пешеходы, ни велосипедисты, ни водители мопедов. В то же время, сами устройства удовлетворяют определению механическими транспортных средств и просто транспорта. Что же говорят ПДД на сегодняшний день по данным видам новшеств, нужно ли получать на них права, регистрировать их где-либо и где можно передвигаться?
Чем считается сегвей, моноколесо и гироскутер по ПДД?
Итак, согласно Правилам, гироскутер, моноколесо и сегвей – это транспортные средства, причём, механические. Об этом говорят непосредственно одноимённые определения терминов в пункте 1.2:
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.
Механическое транспортное средство – приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
Обратите внимание, дороги по ПДД включают в себя также тротуары и разного рода пешеходные и иные дорожки. А гироскутеры, сегвеи и моноколёса приводятся в движение именно двигателем.
Но тонкость здесь заключается в том, что для того, чтобы считаться транспортом, у этих устройств нет паспорта транспортного средства – это спортинвентарь, такой же как питбайки и подобные.
Но чёткого определения сегвеев, гироскутеров и моноколёс по ПДД на 2023 год нет. Их можно отнести сразу к нескольким видам ТС и в то же время нельзя отнести ни к одному.
Давайте отдельно рассмотрим каждый их этих устройств!
Сегвей
Итак, в контексте ПДД для нас могут быть интересны следующие характеристики сегвеев:
- у него 2 колеса, что по ПДД приравнивает сегвей к велосипеду или мопеду,
- у него есть руль,
- он имеет двигатель (электродвигатель почти всегда).
Вот так он выглядит:
Мы уже выяснили, что сегвей подпадает под определение транспортного средства. Теперь обратимся к конкретным их типам в ПДД!
Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере 2 колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Мопед – 2- или 3-колёсное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Электромобиль – транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
Что же, под понятие велосипеда сегвей точно не подходит, потому что последний приводится в движение только электродвигателем, а в определении велосипеда же указано, что он, как правило, должен приводиться в движение мышцами человека, а уже как дополнительное оборудование может иметь двигатель.
А вот мопедом сегвей вполне может быть, потому что большинство этих гаджетов подходят по мощности, все они имеют 2 колеса, а скорость редко превышает 50 км/ч. Если мощность выше 4 кВт или скорость выше 50 км/ч, то это уже даже мотоцикл.
Также сегвей подходит под понятие электромобиля.
Гироскутер
Мы не зря первым рассмотрели сегвей. Главное отличие гироскутера от него – это отсутствие руля. Но, как видим, по определениям ПДД нет разделения транспортных средств на те, что с рулевым колесом и те, что без него. Поэтому для гироскутера подходят все те же определения, что и для сегвея.
Моноколесо
А вот с моноколесом всё немного сложнее. Он также не может быть велосипедом, так как, помимо прочего, у него всего одно колесо. Мопедом моноколесо не является по той же причине. А вот под определение электромобиля подходит.
Как видим, ПДД 2023 года требуют серьёзной доработки, потому что по букве этого подзаконного акта такие устройства могут быть полноценными механическими транспортными средствами, а для них нужны права соответствующей категории, и есть свои обязанности.
Важное замечание!
Как на практике?
А вот практика безжалостна к логике ПДД. Несмотря на то, что последний нормативный акт более или менее определяет гироскутеры, моноколёса и сегвеи под определённые типы ТС, у ГИБДД на этот счёт своё мнение, идущее в абсурдный разрез с Правилами.
Итак, по ПДД все эти устройства ГИБДД приравнивают к пешеходам. Взглянем на официальную трактовку этого понятия:
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Как можно заметить, здесь есть главное «но» – если всё это является транспортными средствами, то пешеходом их водитель никак являться не может, потому что для этого он должен находиться вне ТС, а у сегвеев, гироскутеров и моноколёс водитель находится на них.
Кроме того, в данном контексте сотрудники ГИБДД приравнивают устройства к роликовым конькам, самокатам, но важное отличие заключается в наличии у последних двигателя. Впрочем, и логика понятна – но логика обывателя, а не буквы закона.
Ниже приводим цитату ответа исполняющего обязанности главного инспектора Бугаева в отношении данного вопроса при подаче инициатора предложения по введению изменений в ПДД в связи с появлением новых видов транспорта:
ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколёс, электрических самокатов.
С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования.
Таким образом, если Вас инспектор ДПС остановит на гироскутере, сегвее или моноколесе, то для него Вы будете пешеходом. Следовательно, и все Правила относящиеся к пешеходам Вы обязаны знать и соблюдать. Среди таких обязанностей такие:
- Вам запрещено передвигаться по дороге, только по обочине или краю проезжей части при отсутствии пешеходных дорожек, тротуаров и прочих,
-
при
переходепереезде дороги на гироскутере, моноколесе или сегвее Вам не обязательно спешиваться, так как Вы уже пешеход.
Нужны ли права?
Нет. Так как на практике инспекторы приравнивают водителей этих устройств к пешеходам, то ни право управления, ни водительское удостоверение, ни страховка ОСАГО такой категории участников дорожного движения не нужна.
Какие штрафы для лиц на сегвее, гироскутере и моноколесе?
Согласно сложившейся практике считать таких лиц пешеходами, штрафы на них налагаются всего по двум статьям КоаП:
- часть 1 статьи 12.29 предусматривает штраф для «водителя» гироскутера, сегвея или моноколеса 500 рублей за любое нарушение им ПДД,
- если таким нарушением лицо создало помеху другим участникам движения, то оно может быть привлечено по ч.1 ст. 12.30 КоАП со штрафом 1 000 рублей,
- если таким нарушением лицо причинило вред здоровью третьих лиц, то штраф вырастает до 1 000-1 500 рублей по части 2 той же статьи.
Более никаких других мер обеспечения и наказания по административному праву «водителям» таких устройств применено быть не может – ни эвакуации на штрафстоянку, ни лишения водительских прав (при их наличии).
Включат ли сегвеи, гироскутеры и моноколёса в ПДД в будущем?
Такие инициативы уже поступали в правительство России, и не раз. Вид транспорта новый, и подпадает под целый ряд определений в ПДД, поэтому требует срочных изменений, потому что, как мы выяснили выше, и под определение пешеходов формально водитель ни гироскутера, ни моноколекса, ни сегвея не подпадает, просто сотрудникам ГИБДД на практике так удобнее.
Но попытки продвинуть изменения в ПДД в отношении этих гаджетов были:
- ещё в начале 2017 года один из депутатов предложил ввести права для гироскутеров, сегвеев и моноколёс, а также обязать их приобретать полис ОСАГО и даже регистрировать гаджеты в ГИБДД и получать номера; в ответ ГАИ ответили отказом и продолжили считать таких лиц пешеходами,
- другой инициатор потребовал проработать ПДД для этой категории транспорта в целях снижения аварийности; результат налицо – Правила не изменились в этом отношении до сих пор.
Владимир
13.07.2019 в 05:26
Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
К мопедам может быть отнесено транспортное средство с двигателем мощностью от 250Вт В РЕЖИМЕ ПОСТОЯННОЙ НАГРУЗКИ. Поскольку у большинства гироскутеров и электросамокатов указывается их пиковая мощность (350-500W), для определения их мощности в режиме ПН необходимо проводить экспертизу. Однако в любом случае, согласно методике определения мощности в режиме ПН, для достижения уровня в 250Вт — пиковая мощность мотора должна быть в районе 1Квт. Таким образом, ваше отнесение этих ТС к категории мопедов технически необоснованно; это велосипеды, несмотря на отсутствие мускульного привода — определение велосипеда не содержит однозначного требования к его наличию у велосипедов. Кроме того, очевидно, что электросамокат — конструктивно является аналогом самоката, а никак не мопеда, и поэтому позиция ГИБДД — обоснованна, а ваша критика и утверждение, что это мопед — нет. Однако необходимо согласиться, что вопрос введения более четких критериев разделения ТС по типу — остро назрел, и на МВД требуется продолжать оказывать давление по нему.
Андрей
04.09.2019 в 21:21
Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
Моноколесников автомобилисты на пешеходных переходах не пропускают. Орут из окон, чтобы ножками шёл. Говорят, что не пешеход, потому что не спешился. Завидно им, что ли…
PavR
03.09.2022 в 13:00
Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
А моноколёсники в ответ на своём сленге их ТС называют коробками)) Ну и конечно для водил всё это в диковинку, плюс ко всему они измотаны пробками на дорогах и конечно они могут лишь только позавидовать той свободе передвижения что даёт моноколесо! )
paha.ershov.198...
06.11.2019 в 09:26
Re: Сегвеи, гироскутеры и моноколёса – какой у них статус по…
Сделаем так, прежде чем принять такое ответственное решение. мы подумаем иначе. что бы не искать потом виноватых в авария , тем более у нас в стране все подходит к тому что наши чиновники не в чем и никогда не виновны! Так вот, прежде надо разработать план для отдельных полос движения героскутеров, велосипедов и т. д. проведите реконструкцию дорог по всей части России, так как они и так очень узкие, в некоторых городах нет даже тротуаров!!!