Москва и область:+7 (499) 938-43-58
Санкт-Петербург:+7 (812) 425-13-31
Горячая линия (Россия):Бесплатная консультация:8 (800) 350-14-83
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Пункт 8.5 ПДД – поворот и круговое движение

Пункт 8.5 ПДД

В действующих Правилах есть как незаконные противоречия, так и вполне законные исключения. В пункте 8.5 ПДД РФ такие также есть. В целом, норма регламентирует, как правильно поворачивать и разворачиваться на дороге. Но понимать её нужно правильно, особенно, если речь идёт о перекрёстках с круговым движением. Ниже мы разъясним и расшифруем комментарии в картинках к п. 8.5 Правил, представим судебную практику и укажем, какие статьи штрафов применяются за это нарушение.

Официальная трактовка на 2020 год

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю

В данной редакции официальный текст пункта 8.5 действует ещё с 2001 года. В 2005 году текст изменился только для приведения в соответствие с переменой номеров знаков – вместо 5.8.1/2 им присвоили номера соответственно 5.15.1/2.

Комментарии и разъяснения к пункту 8.5 ПДД

Первый абзац по части стандартных поворотов и разворотов не должен вызывать трудностей для водителей:

  • если собираетесь повернуть направо, нужно занять крайнее положение справа,
  • если нужно повернуть налево или развернуться, то 8.5 ПДД предписывает перестроиться максимально влево перед манёвром.

Но всё же есть в нём недосказанность.

Итак, речь идёт об обязанности занять крайнее положение перед соответствующим манёвром. При этом, определения крайнего положения нет. Например, вот такая иллюстрация:

Иллюстрация: Крайнее положение перед поворотом направо по пункту 8.5 ПДД РФ

Большинство автолюбителей будет согласно в тем, что водитель зелёного автомобиля занял крайнее правое положение перед поворотом направо. То есть выполнил предписание пункта 8.5 ПДД РФ полностью.

Но всё это вполне себе относительно! Потому что есть ещё пункт 9.10 Правил, говорящий о том, что количество рядов для движения определяется с учётом габаритов транспортных средств. И это в некоторой степени коррелирует с п. 8.5. Вот так станет намного понятнее, о чём идёт речь:

Иллюстрация: Не занял крайнее положение по 8.5

Как видим, хотя водитель зелёного авто и поворачивает с крайней правой полосы направо, всё же, если справа ещё осталось свободное место, достаточное для того, кто (велосипедист) также собирается ехать через перекрёсток, и ему это разрешено по ПДД, то крайнее положение не занято.

Аналогично и для поворотов налево и разворотов.

Обратите также внимание, что пункт 8.5 ПДД в случае левого поворота или разворота не обязывает водителя по завершении манёвра оказываться только в левой полосе – речь идёт о занятии крайнего положения только перед манёвром. А вот при повороте направо при наличии объективной возможности водитель должен держаться как можно правее – это предписывает соседствующий пункт 8.6 Правил.

Круговое движение

И здесь стандартное действие п. 8.5 заканчивается и начинается особое правило для движения по кругу. Дело в том, что круговое движение – это исключение в 8.5 ПДД. И большая проблема на российских дорогах заключается в том, что более половины водителей неправильно ездят по таким перекрёсткам по части правил расположения при маневрировании.

Объясним! Непосредственно официальный текст пункта говорит о том, что круг – это перекрёсток, на котором организовано круговое движение. Это значит, что пока мы движемся по такому перекрёстку, мы обязаны руководствоваться тем же крайним положением, и при выезде именно с кругового движения нужно занять крайнее положение.

Так как это движение, то именно выезд с круга образует манёвр, и 8.5 требует, чтобы мы заняли крайнее положение при манёвре. В России на всех таких перекрёстках движение организовано против часовой стрелки. То есть:

  • когда мы въезжаем на круговое движение, то поворачиваем направо, и п. 8.5 ПДД РФ как исключение разрешает нам въезжать с любой полосы (или ряда) – и это логично, ведь налево на круге повернуть нельзя, так как мы будем двигаться уже во встречном направлении,
  • если мы решили выехать с круга, то это уже поворот направо, а 8.5 исключает лишь въезд на круг, поэтому при выезде нам нужно занять крайнее положение – правое.

Вот так выглядит правильное круговое движение с разметкой:

Иллюстрация: Правильный проезд кругового движения

Как вы можете увидеть из иллюстрации выше, все водители, кроме красного автомобиля, правильно выполняют манёвр. Красный же поворачивает из второй полосы направо. Да, зелёный делает аналогичное движение, но зелёному это разрешено исключением в пункте 8.5 Правил.

Гораздо менее очевидно нарушение у красного в том случае, если на круге нет разметки:

Круг без разметки

На схеме выше все те же нарушения 8.5, отличие лишь в отсутствии линий.

Но ещё менее очевидным нарушение выглядит, когда круг не похож на самого себя, вот так:

Круговое движение по пункту 8.5 ПДД РФ

Хорошая новость заключается в том, что чаще всего на таких перекрёстках есть соответствующая разметка. Плохая – в том, что на некоторых кругах такой разметки нет, а большинство водителей не умеют ездить по Правилам через круговое движение. Как следствие, ДТП. Поэтому здесь наиболее важно включать правило "уступи дорогу дураку".

Также обратите внимание на то, что при въезде на круг вы обязаны уступить дорогу всем, кто уже на нём – 13.11(1) ПДД. А ещё при его проезде нужно 2 раза включать правые поворотники: при въезде на круг, и при съезде с него. Левый при движении по нему включать не требуется.

Трамвайные пути

И не стоит обделять вниманием второй абзац пункта 8.5 ПДД России. Он регулирует порядок поворота налево и разворота при наличии трамвайных путей. И это тоже тот случай, когда многие автолюбители не в курсе Правил 2020 года.

Но на самом деле, всё достаточно просто:

  • если есть разметка и/или знаки движения по полосам, то поворот только с полосы проезжей части, с трамвайных путей 8.5 поворачивать запрещает:
    Поворот только с полосы в присутствии разметки
  • если таковых нет, то только с трамвайных путей, запрещено совершать манёвр из полосы (как это делает автомобиль Лада Гранта на рисунке ниже):
    Поворот с трамвайных путей согласно пункта 8.5 Правил

При этом, в последнем случае нельзя создавать помех трамваю. Вот только что делать, если вы встали в этом случае в ожидании зелёного сигнала светофора, ждёте уже минуту, как сзади приблизился трамвай, ПДД не разъясняют.

Штраф за нарушение 8.5

За нарушение пункта 8.5 ПДД РФ вас ждёт небольшое наказание по части 1.1 статьи 12.14 КоАП. И норма подразумевает на выбор инспектора ГИБДД 2 вида ответственности:

  • предупреждение,
  • штраф 500 рублей.

В случае назначения финансовой санкции её можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней с даты вынесения постановления. Других мер в отношении нарушения 8.5 в 2020 году не предусматривается – ни штрафстоянки, ни запрещения эксплуатации, ни иных.

Судебная практика

  • Простое решение Вологодского суда на жалобу автолюбителя, который поворачивал налево из средней полосы из 3, полагая, что так можно по ПДД.
  • Орловский суд оставил без изменения постановление мирового суда о незанятии водителем крайнего положения при повороте направо из-за того, что справа стояли другие машины. При этом, одна из них начала движение, и произошло ДТП.
  • Курский суд даёт интересное толкование термину "заблаговременности" занятия крайнего положения.
Видео: 

Комментарии

Аватар пользователя Max
Max — 3 Сентября, 2019 - 01:26

На третьей картинке в статье велосипедист нарушает ПДД, поэтому данный пример просто некорректен. Велосипедист должен ехать согласно разметке, поэтому если правая полоса только для поворота направо, то он должен перестроиться во вторую полосу и ехать по краю второй полосы.

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.