Пункт 14.3 ПДД – заканчивающие переход дороги пешеходы

Срок требования за тонер

Переход дороги пешеходами на красный сигнал светофора – это не всегда нарушение. Такой манёвр разрешён последним в том случае, если переход начат на зелёный – разрешающий свет. А водителям в пункте 14.3 ПДД обязывают уступить дорогу таким пешеходам – то есть дать закончить манёвр.

Официальная трактовка на 2023 год

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Последнее изменение

Пункт 14.3 менялся всего единожды за всю историю существования Правил дорожного движения. В ноябре 2014 года в него были добавлены трамвайные пути. А до этого данный пункт носил собой небольшое недоразумение, когда водители автомобилей были обязаны уступить дорогу завершающим переход пешеходам по проезжей части, но была учтена ситуация, когда переход осуществлялся по трамвайным путям.

До изменения После изменения
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления. 14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.3 ПДД

Итак, 14.3 достаточно простой пункт для понимания. Если пешеходы начали переход дороги на разрешающий сигнал светофора (рисунок 1 слева), а во время перехода для них загорелся запрещающий, а, соответственно, для водителей в поперечном направлении разрешающий, то последние обязаны дать пешеходам закончить переход (рисунок 2 справа).

Право пешеходов закончить переход дороги на красный свет

Здесь есть важная тонкость. В пункте 14.3 речь идёт об обязанности дать закончить переход именно проезжей части, а не всей дороги. А дорога может быть разделена на несколько проезжих частей, к примеру, разделительной полосой, а также трамвайными путями, которые проезжей часть сами по себе по смыслу ПДД не являются.

Таким образом, если посередине есть разделительная полоса, то обязанность водителей автомобилей заключается только в том, чтобы дать закончить переход до этой разделительной полосы. Затем пешеход обязан остановиться и снова ждать зелёного для себя сигнала светофора. Это ему предписывает уже пункт 4.6 Правил дорожного движения, который в целом хорошо коррелирует с обсуждаемым нами пунктом 14.3:

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Обратите внимание на неясность в ПДД – если проезжая часть одна, но разделена двойной сплошной, к примеру, то:

  • с одной стороны, водители обязаны дать пешеходам закончить переход всей дороги, если для последних загорелся красный на середине пути перехода, согласно пункту 14.3 ПДД,
  • с другой, пункт 4.6 обязывает пешехода остановиться на двойной сплошной и уже ждать снова зелёного.

Штраф за нарушение 14.3

Кроме того, 14.3 обязывает водителя дать закончить переход только проезжей части, а трамвайные пути таковой не являются. Поэтому если пешеход дошёл до трамвайных путей с левой для водителя стороны дороги, то обязанность дать ему закончить переход у водителя пропадает, ведь пешеход закончил переход именно проезжей части. Это, безусловно создаёт опасность для движения, так как пешеход по логике ПДД должен остановиться на трамвайных путях. Да и останавливаться на трамвайных путях при переходе дороги пешеходу не разрешается Правилами.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 14.3?

На практике за нарушение пункта 14.3 ПДД на водителя могут наложить штраф в размере 1500-2500 рублей по статье 12.18 КоАП, которая предусматривает наказание за неуступление дороги пешеходу, когда у того имеется преимущество.

Преимущество же неразрывно связано с термином уступить дорогу, но 14.3 не обязывает прямо уступать пешеходам – пункт требует лишь дать возможность пешеходам закончить переход. Однако, оспорить на этом основании штраф на практике вряд ли получится.

Судебная практика

  • Решение Кемеровского суда №12-190/2015 оставило в силу постановление инспектора ДПС о вменяемой статье 12.18 за нарушение пункта 14.3 ПДД, тогда как водитель пытался отменить штраф на основании того, что статья 12.18 КоАП предусматривает ответственность за неуступление дороги пешеходу, а 14.3 ПДД обязывает не уступить дорогу, а дать возможность закончить переход. Тем не менее, суд оказался на стороне сотрудника ГИБДД.
  • Довольно странным решением №12-291/2013 Белгородский суд поддержал инспектора, вменившего нарушение пункта 14.3 водителю, который при повороте направо не уступил дорогу пешеходам, переходящим по переходу ту часть дороги, на которую тот поворачивал. То есть подменённый пункт 13.1 ПДД на 14.3 суд посчитал правильным.
Видео:

Комментарии

  1. Re: Пункт 14.3 ПДД – заканчивающие переход дороги пешеходы
    Извините ,а почему вы применяете п.14.3 к перекресткам, для этого есть отдельный п.13.8. Купил книжку ПДД с пояснениями там в параграфе 14 нарисованы только ПП через дорогу вне перекрестка, что на мой взгляд верно

  2. Re: Пункт 14.3 ПДД – заканчивающие переход дороги пешеходы
    Какой штраф грозит водителю, если он не пропустил пешехода переходящего на регулируемом перекрестке на запрещающий сигнал светофора

    • Re: Пункт 14.3 ПДД – заканчивающие переход дороги пешеходы
      Добрый день, Дмитрий.

      Никакого, если соответствующей обязанности у водителя не возникло.

    • Re: Пункт 14.3 ПДД – заканчивающие переход дороги пешеходы
      а что посмотреть в инете трудно или в КоАП заглянуть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Просто текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.