Москва и область:+7 (499) 938-43-58
Санкт-Петербург:+7 (812) 425-13-31
Горячая линия (Россия):Бесплатная консультация:8 (800) 350-14-83
Бесплатная консультацияСпросить у юриста

Пункт 11.3 ПДД РФ – запрет препятствовать обгону

ПДД – 11.3

ПДД устанавливают особые предписания и условия не только для обгоняющих транспортных средств, но и для обгоняемых. Правда, таких предписаний всего одно – запрет препятствовать обгону. Именно об этом говорит пункт 11.3 Правил. Он достаточно простой, содержит всего одно предложение, но есть в нём важная тонкость.

Официальная трактовка на 2019 год

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Последнее изменение

Пункт 11.3 не менялся ни разу с даты введения Правил – далёкого 1993 года. Более никаких проектов изменений не вводилось и даже не было предложено в рамках инициатив. Значит ли это, что пункт 11.3 идеален и отрабатывает своё предписание на все 100%? Разумеется, нет. Иначе бы не было столько ДТП со спорной виновностью обгоняющего и обгоняемого автомобилей.

Комментарии к пункту 11.3 ПДД

Итак, если Вас обгоняют, Вам запрещено повышать скорость или иными действиями препятствовать обгону Вашей машины. Какие действия могут быть включены в слово "иные"? Вероятнее всего, следующие:

  • подрезание обгоняющего,
  • уменьшение бокового интервала,
  • по логике даже подача звукового сигнала или моргание дальним светом фар можно формально подвести под термин "препятствование обгону".

Ниже Вы можете посмотреть типичные нарушения пункта 11.3 водителями автомобилей.

Поворот налево

Является ли препятствованием обгону поворот налево? Нет. Вообще, у термина "препятствие" есть определение, но у "препятствования" нет, и логика говорит о том, что это разные термины по своей сути.

В данном вопросе траектории транспортных средств пересекаются. Значит, это вопрос приоритетов. Обязанности уступить дорогу чётко прописаны в ПДД, и такая обязанность есть у обгоняющего – пункт 11.2 предписывает ему не создавать помех (равно уступить дорогу по терминологии ПДД – п. 1.2) обгоняемому при возврате в свою попутную полосу. Значит ли это, что если Вас обгоняют, то приоритет у Вас в любом случае – даже при повороте налево?

Конечно же нет! Всё очень просто – когда Вы поворачиваете налево, у Вас тоже появляются обязанности уступить дорогу. А обгон включает в себя не только выезд на встречку и движение по ней, но и возврат на свою полосу.

В данной схеме водитель красного автомобиля не нарушает пункт 11.3 ПДД  

В конечно итоге, практика разборов ГИБДД и судебная практика говорят о том, что в такой спорной ситуации виноват тот, кто включил позднее поворотник:

  • если Вас начали обгонять, когда у Вас уже был включен поворотник (Вы обозначили своё намерение повернуть налево), то начинать обгон другому автомобилю запрещал пункт 11.2 ПДД,
  • если же Вас уже обгоняли и после этого Вы включили левый поворотник, то Вы обязаны уступить дорогу обгоняющему, но только руководствуясь не обсуждаемым нами пунктом 11.3 Правил, а согласно пункту 8.1, запрещающему начинать любые манёвры, если будут созданы помехи другим участникам дорожного движения.

Ещё одна тонкость 11.3 – разъяснение о скорости

Она заключается именно в запрете препятствовать обгону, повышая скорость. Казалось бы, чего же тут запутанного может быть?! Вполне себе может, когда Вас начали обгонять практически сразу со старта после перекрёстка, к примеру, когда Ваша скорость буквально 5-15 км/ч, и Вы только начали разгоняться.

Предписывает ли пункт 11.3 ПДД 2019 года в этом случае Вам перестать разгоняться и "тошнить" эти самые 5-15 км/ч в ожидании, пока другое ТС не закончит манёвр обгона? Да, формально именно на это Правила и указывают.

Спорная ситуация, может или не может водитель красного автомобиля разгоняться

Ведь по сути, повышение скорости в данном случае препятствует обгону. Впрочем, об этом тоже можно спорить долго, потому как в ПДД нет определения термина "препятствования". Если понимать его как прецедентное – препятствование обгону только тогда было, если Вы сорвали обгоняющему этот манёвр, и он Вас не обогнал, тогда событие этого запутанного термина имело место быть. Если же обгоняющий закончил манёвр обгона, то откуда же взяться препятствованию – ведь мы ему дали завершить начатое!

Вот такая спорная тонкость кроется в пункте 11.3 Правил дорожного движения!

Просто напоминание о том, что такое обгон

Удивительно, но некоторые автолюбители, а изредка и законоисполнители путают обгон и опережение. Первый – это второй, связанный с выездом на встречную полосу. Если выезда на встречную не было, то это не обгон.

Это касается в том числе и ситуаций, когда:

  • транспортное средство опережает другое по попутной полосе,
  • Вы едете медленно и решаете пропустить едущие за Вами автомобили, сдвинувшись на обочину – если Вас опередили, не выехав на встречку, то это тоже не обгон.

Это обгон, и пункт 11.3 распространяется в данном случае
Это обгон, и пункт 11.3 распространяется в данном случае

А это опережение, и 11.3 на него не действует
А это опережение, и 11.3 на него не действует

Следовательно, пункт 11.3 ПДД имеет чёткое предписание только в случае обгона. В ситуациях с опережением он не применим.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

Задать вопрос

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-43-58 (Москва), 8 (812) 425-13-31 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-14-82 (вся Россия).

Штраф за нарушение пункта 11.3 ПДД

Его на 2019 год нет. Нет состав для привлечения водителя за нарушение 11.3 Правил – это значит, что нет соответствующей статьи КоАП, которая бы предусматривала наказание за препятствование обгону.

Ближайшая статья – 12.15 Административного кодекса – предусматривает наказания только для обгоняющего, а также для тихоходов, которые не пропускают следующими за ними ТС. А вот о препятствовании обгону в ней ни слова.

Ещё одна норма – часть 3 статьи 12.14 предусматривает наказание в 500 рублей за невыполнение требования ПДД не создавать помех во всех случаях, кроме проезда перекрёстков. Именно эту норму применяют чаще всего хитрые сотрудники ГИБДД в попытке выписать штраф. Но она здесь неуместна по той простой причине, что предусматривает санкцию именно за создание помех, а у нас в пункте 11.3 прописано требование не препятствовать, а не не создавать помехи, а это разные вещи по букве закона.

Тем не менее, это не значит, что можно нарушать 11.3, когда захочется. Вину в ДТП никто не отменял. В этом случае, если авария произойдёт, к примеру, из-за того, что Вы повысили скорость, когда Вас обгоняли, из-за чего обгоняющий не успел уйти на свою попутную полосу, то в отношении Вас выпишут определение об отказе в возбуждении дела. Но вина будет Ваша. Более того, столкновение с встречным транспортом – очень опасное ДТП, а КоАП для виновного в таковом предусматривает ещё одну статью – 12.24, предусматривающую лишение прав, а иногда возможно привлечение и по уголовной статье (в случае допущения гибели людей по неосторожности).

Судебная практика

  • Решение №12-37/2013 районного суда в Башкортостане оставило не удовлетворённым жалобу водителя на то, что его незаконно привлекли по статье 12.14 КоАП за нарушение пункта 11.3. А нарушение 11.3 вменили и вовсе за поворот налево при обгоняющем его другом автомобиле. Тем не менее, суд оставил жалобу без удовлетворения.
  • Решение №2-1/2015 городского суда Самарской области о том, что поворот налево не образует состава правонарушения пункта 11.3 ПДД, то есть поворот налево не является препятствованием обгону, и при этом действуют другие пункты Правил.
Видео: 

Добавить комментарий

Вы выделили следующий текст:
Пожалуйста, укажите правильный вариант написания.