Что делать, если вменяют нарушение ПДД, но вы с ним не согласны?

Срок требования за тонер

Мнения по алгоритму действий на месте нарушения в 2023 году сильно разнятся между автолюбителями. Одни утверждают, что можно не подписывать протокол, другие советуют написать «Не согласен», третьи – сетуют, что штрафа не избежать. Из-за этого многие автолюбители теряются и не знают, что им, действительно, делать, а что противопоказано. В этой статье мы постараемся ответить на вопросы и помочь в решении сложностей, связанных с протоколом, постановлением и в целом оспаривания вменяемого вам нарушения.

Можно ли не подписывать протокол, если не согласны с нарушением?

Можно, никто не запрещает.

Более того, инспекторы ГИБДД не могут принудить вас к подписанию протокола, если вы этого не желаете. Подписывать его или нет, выражать согласие или не согласие – на ваше усмотрение.

Однако протокол, в отличие от постановления об административном правонарушении, никак не доказывает вину водителя. Он нужен всего лишь для того, чтобы зафиксировать обстоятельства события на дороге. То есть сотрудник ДПС укажет, в чём состояло нарушение с вашей стороны, а вы вправе выразить свое мнение по данному вопросу. Например, не согласиться с вменяемым правонарушением. Этого вам запретить не могут!

Если вы не согласны с нарушением ПДД, нет смысла отказываться от подписи протокола. Он от этого недействительным не станет. В случае вашего отказа от подписи госавтоинспектор попросту укажет, что вы добровольно отказались засвидетельствовать ознакомление с документом. И никакие понятые со свидетелями не нужны. Графа для такой записи как раз предусмотрена в протоколе.

Подпись в протоколе и оспаривание нарушения

Зачем указывать несогласие в документах?

Но, если вы в дальнейшем планируете оспорить штраф или другое наказание, выразить свою позицию в письменном виде нужно.

  • Во-первых, если вы действительно против вменяемого нарушения ПДД и наказания – незачем с ним соглашаться письменно. Иначе какой смысл в дальнейшем обжаловании? Если вы вначале подтвердите факт нарушения, а потом попытаетесь обжаловать постановление инспектора в суде – судья спросит, зачем тогда добровольно писали согласие?
  • Во-вторых, несогласие в бланке протокола об административном нарушении – это первый шаг на пути к оспариванию постановления о виновности в деянии. Само оно, впрочем, не так важно. Куда важнее, что за этим последует. По логике вам нужно готовить доказательства в пользу своей невиновности – записи с видеорегистраторов, фото, показания свидетелей, технические заключения и так далее.
  • В-третьих, у вас будет время подготовиться к процессу обжалования административного постановления в ГАИ или в суде.

Достаточно фразы «не согласен» или менее лаконично – «с вменяемым мне правонарушением не согласен, доказательств моей вины не предоставлено, прошу помощь защитника«.

Если вы не уверены в обстоятельных аргументах, не торопитесь вписывать их в протокол. Тем более, это не обязательно. В таких ситуациях у водителя стресс, он не может трезво оценить все обстоятельства произошедшего. Лучше сделать отсрочку и посмотреть на событие в спокойной обстановке.

Также советую устно выразить несогласие с привлечением к административной ответственности. Причем, это нужно успеть сделать до того, как сотрудник ГИБДД начнет заполнять постановление – оно составляется в первую очередь. Если бланк еще не заполнялся, есть вероятность, что автоинспектор передумает и ограничится устным замечанием.

Да, это редкость! Но в определенных ситуациях может сработать в вашу пользу. Например, вы не пропустили пешехода, а у инспектора нет фото и видеофиксации нарушения ПДД, отсутствуют свидетели или просто много других важных дел. Пользуйтесь навыками общения. Тем более, вы ничем не рискуете.

Почему сотрудник ГИБДД вынес постановление?

Такая обязанность появилась в 2014 году в связи с внесением изменений в часть первую статьи 28.6 КоАП РФ по п. 87 ст. 1 ФЗ № 307 от 14.10.2014 года.

С этого времени сотрудники ДПС выносят постановления о предупреждениях и штрафах в отношении водителей. Порядок сохраняется и в 2023 году. Теперь инспектор в любом случае выписывает постановление, и только в случае вашего несогласия с нарушением ПДД составляет протокол.

То есть постановления вам избежать в любом случае не удастся. Исключением будут деяния, за которые грозит лишение водительских прав или административный арест (нетрезвое вождение, оставление места ДТП, выезд на встречку и другие). По итогам правонарушения здесь составляется протокол, а затем передается в подразделение ГИБДД на рассмотрение вышестоящим чинам (ст. 23.3 КоАП РФ).

По сути, постановление – это и есть выписанный штраф прямо на месте. Даже если вы не согласны, его составят в любом случае – таков регламент. Другой вопрос, что постановление можно обжаловать. Но для этого есть смысл в составлении протокола об административном правонарушении.

Обжалование штрафа ГИБДД, когда водитель с ним не согласен

Обязан ли инспектор составить протокол?

Да, обязан.

Если вы не согласны с событием правонарушения или административным наказанием за него, инспектор ГИБДД должен зафиксировать эти обстоятельства и составить протокол на унифицированном бланке – в силу ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ.

Закон даже допускает продление сроков составления протокола. Например, если инспекторам нужно время для выяснения обстоятельств или информации об участниках данного нарушения. На это отводится двое суток (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Как мы выяснили, в протоколе, а не в постановлении, водитель вправе выразить несогласие и расписать свое видение ситуации. Если сотрудник ДПС отказывается составлять протокол – это нарушение с его стороны.

Правда, инспектор в любом случае выпишет постановление. Тогда вам нужно указать на отказ составлять протокол прямо на бланке (например, внизу). Впоследствии на этом основании можно будет обжаловать вынесенное постановление в суде.

Что делать, если не согласны?

Обжаловать в ГИБДД или идти в районный суд.

На практике это выглядит так.

  1. На дороге вас останавливает сотрудник ГИБДД и вменяет правонарушение, с чем вы категорически не согласны (не важно, с событием или с наказанием).
  2. Сообщите инспектору о несогласии с его решением (до оформления постановления).
  3. Дождитесь, пока инспектор ДПС заполнит бланк постановления. Внимательно ознакомьтесь с документом, поставьте подпись.
  4. Инспектор составит протокол об административном нарушении. Вам также нужно его прочитать, а затем заполнить поле «Объяснения и замечания». Укажите, что с вменяемым вам нарушением не согласны. Если есть возможность – с подробностями, фактами, отсылками к статьям.
  5. Получите от инспектора копию постановления на руки.
  6. Далее, обязательно в течение 10 дней подаёте жалобу в подразделение ГИБДД или в суд: лично или заказным письмом по почте (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Разумеется, с доказательствами в пользу вашей невиновности или процессуальных нарушений со стороны автоинспектора. Для вашего удобства в постановлении в любом случае будет памятка с инструкцией и координаты Госавтоинспекции.

Чуть больше шансов, если обращаться напрямую в районный суд. Особенно, если вы собрали весомые доказательства или привлекли защитника. Это повысит шансы на успешное обжалование постановления. Но питать иллюзий тоже не стоит. Суды часто встают на сторону инспекторов ДПС. А формулируют это тем, что у них нет оснований не доверять представителям власти.

Выводы по статье

  • Если вы не согласны с нарушением ПДД, можно не подписывать протокол.
  • Инспектор в таком случае укажет, что водитель не расписался в документе.
  • Несогласие с вменяемым вам правонарушением можно выразить прямо в административном протоколе – собственно, простой фразой «Не согласен». А можно расписать аргументы и указать на нарушения со стороны автоинспектора.
  • Вначале выносится постановление о штрафе, а если водитель выражает несогласие – протокол нарушения. Оба документа желательно подписать.
  • Обжалованию через ГИБДД или суд подлежит не протокол, а постановление о штрафе, аресте, лишении прав.
Об авторе статьи

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Просто текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.